Дмитрий Тимохин: «Хотите узнать о человеке больше? Посмотрите, как он танцует!»
Дмитрий Тимохин в представлении не нуждается. В его танцевальной карьере были многие титулы, о которых может только мечтать человек, посвятивший свою жизнь танцам. Последний раз для широкой публики он выходил на паркет около полугода назад, объявив о завершении конкурсных выступлений в паре с Натальей Петровой. Тайм-аут, который Дмитрий взял для размышлений, позволил, по его словам, разобраться в приоритетах – какой же будет его дальнейшая жизнь в танцах. В интервью InterDance.Ru он поделился своими творческими планами и прогнозами о векторе развития спортивных танцев в ближайшем будущем.
InterDance.ru: Дмитрий, прошло полгода с тех пор, как вы с Натальей вышли на
кремлевский паркет с прощальной румбой. Какие изменения произошли в вашей жизни с тех пор, как Вы закончили конкурсное танцевание?
Д.Т.: Я закончил свою спортивную карьеру, но это не означает, что я закончил свою танцевальную деятельность вообще. Просто она перерастает в другое качество. Это тренерская работа, судейская работа, может быть в дальнейшем клубная работа. Можно сказать, что на текущий момент я нахожусь в творческом поиске, присматриваюсь к тому, чем я хочу заниматься в большей степени. Однозначно в планах - продолжать тренировать и начать судить турниры. Сейчас я могу уделять этим направлениям больше времени.
InterDance.ru: Вам комфортно в новом статусе, не скучаете по соревнованиям?
Д.Т.: Честно могу сказать, что я ощутил острую нехватку и потребность в танце еще в тот перерыв, когда мы с Аней Безиковой закончили совместные выступления. Я соскучился по танцу, по ощущению, которое придает танцору зритель. Я всегда получал много предложений выступить на различных мероприятиях, где люди хотели видеть наш танец. Например, на начальном этапе с Кариной Смирнофф мы занимались только показательными выступлениями и только позже решились танцевать конкурс. Станцевали не так много – всего два турнира, один из которых был Кубок Динамо, второй - Блэкпул, оба были удачными. К слову сказать, на Блэкпуле мы стали четвертыми, что является высоким результатом для первого международного конкурсного турнира.
InterDance.ru: Вам больше по душе соревновательные или же показательные выступления? Что доставляет больше удовольствия?
Д.Т.: Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Для меня соревнования это тоже определенного рода показательные выступления, для которых просто нужна более серьезная спортивная подготовка, к показательным же выступлениям требуется творческий подход. В любом случае и то, и другое – от души и для души.
InterDance.ru: Вспоминается показательная прощальная румба с Натальей – такой наполненный эмоциями танец на конкурсе мы бы не увидели.
Естественно. Потому что эта румба воплощает мои представления об этом танце. Это мною выбранная музыка, мною выбранный костюм, мною поставленная хореография именно на эту музыкальную композицию. И немаловажный момент – вы одни на площадке и все смотрят на вас.
InterDance.ru: Дмитрий, Вы упомянули, что ведете тренерскую работу достаточно давно. Расскажите о ней поподробнее.
Д.Т.: Преподавание для меня - не ремесло. Это тоже своего рода искусство. Сейчас у меня появилось больше времени для того, чтобы можно было уделить его танцорам. Хотя, конечно, не могу сказать, что я 24 часа в сутки провожу в зале.
InterDance.ru: Вы наверное занимаетесь не со всеми, а лишь с теми, в ком видите определенные перспективы? Наверно так?
Д.Т.: Если пара ко мне пришла впервые, то я никогда не отказываюсь поработать с ней. У меня есть единственный ориентир – ребята захотели получить от меня какие-то знания, и это уже определенный кредит доверия. Я могу направить их в нужное русло, задать нужное направление. Даже из одного занятия они сами способны сделать определенные выводы. Самое главное, чтобы они поняли, что только труд поднимет их на высшую ступень пьедестала – это основа моего подхода к тренерской работе.
InterDance.ru: Вы можете выделить ребят, занятия с которыми приносят Вам наибольшее удовлетворение?
Д.Т.: Я бы не стал этого делать. У меня были и есть ученики, занимающиеся танцами для себя, были и есть ученики, добившиеся чемпионских титулов. Мы с Аней Безиковой в течение 10 лет с самого начала творческого пути тренировали Алексея Сильде и Анну Фирстову. Кстати, я присутствовал при их победе на Чемпионате мира, прошедшем в Словении, и видел их замечательный танец.
InterDance.ru: Расскажите, пожалуйста, о турнире поподробнее.
Д.Т.: Прежде всего, отмечу очень хорошую организацию турнира. Прекрасная телевизионная трансляция, интернет трансляция, хорошо освещенная площадка, качественные свет, звук, уютный, хотя и небольшой зал. Все шло минута в минуту, никаких сбоев.
Я не был на предварительных отборочных турах. Вечернее отделение началось с четверть финала. Задал тон событию парад, на который вышли все пары, принимавшие участие в чемпионате с самого первого тура, а это около сотни танцевальных дуэтов. Цифра говорит сама за себя. Прошел четверть финал, я сразу же обратил внимание на топовые пары, хотя мне понравились и другие танцоры. Например, пара из Америки (Валентин Чмерковский - Дарья Чеснокова), которая, на мой взгляд, могла бы быть и в финале, но видимо еще просто не пришло ее время.
В финале все танцевальные дуэты были на очень высоком уровне, но я хочу выделить наши российские пары. Алексей Сильде - Анна Фирстова и Андрей Зайцев - Анна Кузьминская сейчас демонстрируют прекрасную форму. Я считаю, что Андрей и Аня заслуженно стали третьими. Алексей и Аня безукоризненно выиграли чемпионат по пяти танцам. Они вышли на паркет финала победителями и победителями с него ушли. Это чувствовалось в их психологическом настрое. Естественно, что психология связана с физикой. Ребята чувствовали, что готовы к этой победе и физически, и психологически.
InterDance.ru: А как по вашим ощущениям – была ли острая борьба между первым и вторым местом?
Д.Т.: Я соглашусь с мнением, что шансов у пары Plohl Zoran - Lahvinovich Tatsiana не было, несмотря на то, что они раньше выступали за Словению, то есть, по сути, танцевали у себя дома, в своих стенах и их горячо поддерживала публика. Но, на мой взгляд, они не имели шансов на победу. Алексей и Анна выглядели как чемпионы и заслуженно ими стали.
Вообще хочу отметить, что танцевание российских пар качественно растет. Даже политически Россия становится сильнее как танцевальная держава во главе с Павлом Павловичем Дороховым, который принимает огромное участие и помогает ребятам в их достижениях. Наши победы - это заслуга и танцоров, и педагогов, и функционеров.
InterDance.ru: Мы присоединяемся ко всем поздравлениям Алексею и Анне. Это действительно большая победа и не последняя в карьере ребят. Возвращаясь к вашим победам, Дмитрий, хочется спросить, какой период вы вспоминаете как лучший?
Д.Т.: Партнерство с Аней Безиковой. Мы первыми из российских пар попали в финал Чемпионата мира. Стали призерами и двукратными победителями Чемпионата Европы также первыми из отечественных танцевальных дуэтов. Мы являлись пятикратными чемпионами России. Второй раз на Чемпионате мира мы были вторыми, кстати, турнир проходил именно в Словении в 2001 году. Для нас это был обидный результат, потому что тот год был для нас особенно успешным, мы выиграли все турниры, в которых принимали участие, включая английские турниры и Чемпионат Европы.
Мы готовились только к победе, но знали что может все произойти… И тогда в Словении первой стала именно словенская пара, которой, кстати, мы обычно не проигрывали. За выступлениями своих соотечественников наблюдал лично президент Словении, специально прибывший на турнир. Примечательно, что первые три танца были отданы словенскому дуэту, а пасодобль и джайв выиграли мы (хотя на предыдущих турнирах мы обычно не проигрывали ча-чу и самбу).
Дмитрий Тимохин - Анна Безикова, Ча-ча-ча, 2000 г.
InterDance.ru: Сегодня Вы поддерживаете отношения со своими партнершами?
Д.Т.: Да, конечно. Я поддерживаю со всеми замечательные отношения. С Анной в большей степени, нас многое связывает, прежде всего - теплые эмоции, воспоминания о нашем прошлом. Мы до сих пор лучшие друзья и партнеры, и надеюсь, что будем продолжать работать бок о бок, но уже на другом поприще.
InterDance.ru: Расскажите о своих педагогах.
Д.Т.: Четыре основных педагога, которых я бы хотел назвать – это Эспен Салдберг, Ханс Гальке, Донни Бернс, Ральф Липин. Конечно, не могу не упомянуть и моих первых учителей. Это Сергей Соков и Лена Саушева, которые в нас с Аней заложили основы и в тот момент, когда у нас был спад, поддерживали нас психологически. Моя история такова: в 12 лет я выиграл Чемпионат Советского Союза, потом Чемпионат России, потом я встал в пару с Аней и лет в пятнадцать уже вместе с ней мы стали первыми на Чемпионате России.
Но у нас не было хорошего и быстрого результата, когда мы перешли в категорию молодежь и тут у нас начался спад. Мы стали уделять меньше времени тренировкам, появилась апатия, не было мотивации и в тоже время появились материальные сложности. Все эти факторы привели к некоторому охлаждению к тому, что мы делали. И в этот момент именно Сергей и Лена удержали нас в паре и мотивировали тем, что мы сами должны больше тренироваться и самое главное должны получать удовольствие от танца, даже от самых простых движений. Огромное им спасибо за это.
Их подход дал результат незамедлительно. Мы выехали на German Open, при этом мы не брали уроков у специалистов, а просто все лето тренировались, сами сделали свою хореографию. В 18 лет мы стали десятыми, попав в полуфинал, намного опередив другие российские пары. Это был 1995-1996 год. Конечно, до нас были пары и с лучшими результатами, но мы были самыми юными с подобными достижениями. Этот результат дал нам мощный стимул – мы поняли, что надо продолжать, ведь у нас действительно что-то начинает получаться. Мы стали серьезно заниматься с педагогами, о которых я упоминал выше.
InterDance.ru: Как Вы считаете, хороший педагог – залог успеха пары на паркете? Что все же первично – талант, природные данные или же то, что нарабатывается тренировками, опытом?
Д.Т.: Я думаю, что успех – это комбинация из желания танцоров и искусства преподавания, не накачка лишней информацией, а именно опыт и искусство преподавания педагога. Можно просто напичкать человека информацией, но в конечном итоге сможет ли он с ней справиться? Независимо от того, насколько ученик талантлив, он должен получать новые знания порциями, нужно аккуратно, тонко и главное вовремя давать новую пищу для размышлений. Добивается успеха тот, кто больше этого хочет, а не тот, кто больше может. Я скажу про себя – мы с Аней Безиковой очень хотели добиться результата в том, что нам нравилось, в том, что у нас, как нам казалось, действительно может получиться.
Конечно, нужно быть готовым к успеху и правильно расставлять приоритеты, чтобы к нему придти, уметь планировать, знать, что дороже – тренировки или встречи с друзьями и т.д. Я не сторонник того, что нужно что-то полностью исключить из своей жизни, но в определенный момент незаменимо умение концентрироваться на том, что ты хочешь. Иногда менее талантливые ребята добиваются больше просто потому, что они больше к этому стремятся, а те, кто более талантливы, у кого все получается с легкостью, им не очень и дорог их успех. Талантливый танцор может больше, но он часто просто этого не делает.
InterDance.ru: На что Вы ориентируете своих учеников, ведь мест в финале всего шесть, часто можно слышать от детей и тем более от их родителей, что судейство несправедливо и т.д. Как в такой ситуации найти стимулы для того, чтобы продолжить тренировки?
Д.Т.: Не нужно обращать внимание на то, что желаемый результат не был получен с первого раза, на то, кто стал первым, а кто десятым, на то, что кто-то может говорить нелицеприятные вещи. Не нужно падать духом, нужно продолжать выступать, тренироваться, ведь чем больше танцуешь, тем больше находишь себя в танце, обретаешь желание, мотивацию, от того, что больше танцуешь, больше начинает удаваться. Многое в творческой судьбе танцора может зависеть от педагога, но чаще сами ребята должны найти ключик к пониманию, что только работа над своими ошибками, а не ожидание, когда ошибется конкурент, могут принести заветные победы.
InterDance.ru: А как танцорам узнать, что их танец качественно меняется в лучшую сторону, если они не получают результата от турнира к турниру?
Д.Т.: Безусловно, результат является самым мощным стимулом для танцоров. Но если результата долго нет, то это антистимулирует пару. Вот здесь как раз очень важна роль преподавателя. Потому что педагог может их поддержать, направить, успокоить, пофилософствовать, психологически настроить. Как только появляется небольшой подъем, какой-то результат (я даже не имею в виду рейтинги и судейские оценки, я говорю про то, что паре самой стало комфортнее танцевать и ребята это стали чувствовать от тренировки к тренировке), тогда мгновенно вырастают крылья. У нас с Аней было именно так. Я говорил уже об этом.
InterDance.ru: По вашим наблюдениям, танец за последние годы видоизменился? Сегодня наши самые младшие возрастные категории танцуют очень сильно, за рубежом удивляются таким успехам детей и юниоров. На ваш взгляд, это благоприятно для будущего танцора, у которого был такой ранний старт?
Д.Т.: Я уже говорил, что у меня был ранний старт в танцах. Поэтому знаю на своем опыте, как это непросто, когда меняется категория и нужно начинать сначала, появляются новые цели, новые соперники в то время, когда ты сам уже считал себя победителем. Конечно, от этого могут опуститься руки. Особенно у детей, ведь когда взрослая пара переходит из любителей в профессионалы, она понимает, что это начало нового пути, что им предстоит соревноваться с танцорами, среди которых есть свои чемпионы и тут надо будет побороться за место под солнцем. Взрослые к этому готовы, спокойно идут к своим целям. Ребенку именно педагог должен помочь преодолеть страхи и побороть неудачи, вселить уверенность. И родители. Наши с Аней родители помогали нам, конечно, в большей степени психологически. На заре нашей карьеры мы были особняком, поскольку родители были далеко, в основном мы справлялись сами и рассчитывали на педагогов.
InterDance.ru: Дмитрий, у Вас нет желания вернуться на паркет? Возможно с показательными выступлениями или в жанре танцевального шоу?
Д.Т.: Не хотелось бы загадывать и обнадеживать, скажу так – все может быть.
InterDance.ru: Тогда следующий вопрос. Часто в показательных номерах танцоры преображаются, примеряют на себя известные образы (Майкл Джексон, Чарли Чаплин и т.д.). Вам интересны такие эксперименты? Может быть, мы увидим Вас в новых ролях?
Д.Т.: Нет. Я бы не стал даже пробовать. Я могу танцевать только от себя. Мне всегда мои педагоги говорили так: "Придерживайся четкой строгой линии в техническом смысле и передавай свои эмо
ции через действия, непохожие ни на кого другого". Это для меня золотое неизменное правило.
InterDance.ru: Вы рассматриваете для себя судейскую деятельность?
Д.Т.: Конечно, я уже говорил об этом. Пока в этом направлении опыта у меня немного. Не могу сказать однозначно, что судить сложнее, чем танцевать. Или наоборот. Это совершенно другая работа. Но я думаю, что более четкую оценку, чем бывший танцор никто танцу дать не сможет, хотя в конечном итоге и она будет субъективна. Но диапазон этой субъективности будет достаточно узким и укладывающимся в представление о танце. Повторюсь - диапазон разброса оценки у авторитетного судьи сужается. Это важно.
InterDance.ru: Не секрет, что в России, где действуют несколько танцевальных организаций, танцору приходится делать выбор в сторону одной из них. Как Вы можете прокомментировать это обстоятельство?
Д.Т.: На мой взгляд, это нормальная ситуация. Всегда хорошо, когда есть возможность выбора. И танцоры могут такой выбор делать, определяя для себя самостоятельно с кем им по пути.
InterDance.ru: Интересно узнать, каково ваше впечатление от последнего Кубка мира, прошедшего в Кремле 31 октября-1 ноября?
Д.Т.: Я думаю, что результаты турнира справедливые. К сожалению, я не был в тот вечер в Кремле и не могу прокомментировать танец. Конечно, у пар, тем более пар профессиональных, существует определенный рейтинг, созданный ими же самими. Танцевальный спорт интересен еще и тем, что мы с годами завоевываем мнение людей и этот багаж остается с танцорами. Но, тем не менее, люфт танцевания сегодняшнего, "здесь и сейчас" присутствует. Поэтому на сегодня пары - финалисты, выступавшие на Кубке мира, таковы. Надо принимать во внимание, что их багаж велик, но танец того вечера сделал свое дело и места распределились именно так. Повторюсь, на мой взгляд, – справедливо.
InterDance.ru: Есть мнение, что танец в классическом смысле уступает сейчас место более спортивному исполнению, набору сложных элементов. Артистизм уступает место технике. Согласны ли Вы с этим?
Д.Т.: Не соглашусь с этим в полной мере. Как раз на последнем Чемпионате мира в Словении, где Алексей Сильде и Анна Фирстова стали первыми, они превосходили соперников не только технически, не просто скоростью, набором элементов, а именно своим артистическим опытом. В каждом из их движений присутствовала идея, основанная на представлении, что такое бальный танец, что такое латиноамериканский танец. Ведь изначально техника латиноамериканского бального танца базируется на простой мысли: мужчина и женщина танцуют вместе, мужчина ведет, партнерша следует за ним и они продолжают двигаться вместе. Потом на этой основе можно уже использовать свои природные физиологические данные, которые помогают сделать танец эффектнее. Отсюда должно идти понимание танца.
Приведу пример. Михал Малитовски и Джоанна Ленис - именно этого подхода я не вижу в их танце, я вижу набор хороших эффектных элементов, хорошо оттренированных, отрепетированных идеально, но я не вижу простых моментов, когда они смотрят друг на друга и уже одно это имеет значение. Техника исполнения другая. Она должна дополняться эмоциями. Тогда танец воспринимается по-другому.