Интриги Блэкпула-2009: в историю бального танца вписаны новые имена. Комментарий Леонида Плетнева (часть II)
InterDance.ru: Леонид, каковы, на ваш взгляд, самые интересные дебюты и главные разочарования Блэкпула 2009г.?
Л.П.: Их несколько. Из дебютов могу отметить замечательное выступление вернувшейся на паркет в прошлом чемпионки мира Эдиты Даниуты (Edita Daniute) с ее итальянским партнером Анджело Мадония (Angelo Madonia). Они заняли первое место в турнире Professional Rising Star Ballroom, кроме того сразу попали в полуфинал основного турнира. Это самый заметный и замечательный дебют этого года. Тем более приятно, когда так красиво на паркет возвращаются бывшие чемпионы. Удается это далеко не всем, к сожалению.
Самое большое разочарование - осознание того, что Блэкпул-2009 стал последним турниром, который танцевали нынешние чемпионы мира среди любителей по латине Стефано Ди Филлипо и Анна Мельникова (Stefano Di Filippo - Anna Melnikova). И, конечно, были разочарованы поклонники претендентов на победу в любительском стандарте Бенедетто Ферруджиа - Клаудии Кёлер (Benedetto Ferrugia - Claudia Koehler), которым пришлось сняться с турнира из-за травмы, полученной в конце полуфинального квикстепа.
Еще одно разочарование, не мое лично, а скорее их болельщиков - результат Паоло Боско и Сильвии Питон (Bosco Paolo - Pitton Silvia). Комментарий к их результату будет лаконичным: в танцевальной среде принято говорить о неких группировках, их могуществе и, как следствие, возможностях влияния на результаты, организованный промоушн «своих» пар. Каждый имеет право пытаться делать это, но в Блэкпуле все решает истинный уровень мастерства танцоров. Результат Паоло и Сильвии лишний раз доказывает, что никому, даже титулованной ранее паре, не дано влиять на Блэкпул.
Если говорить о российских танцорах и связанных с ними разочарованиях 2009 года, то для нашей российской публики стала неожиданностью новость о непопадании даже в полуфинал Сергея и Ольги Коновальцевых. На мой взгляд, такой результат был вполне оправданным. С моей точки зрения (с которой можно соглашаться или не соглашаться), причин тому несколько. Во-первых, прогресс, который сегодня демонстрируют ребята, не соответствует прогрессу их соперников. На протяжении двух последних лет после яркого взлета Сергей и Ольга стагнируют, нет явного роста мастерства, который обязательно должен присутствовать, если танцоры хотят двигаться по ступенькам выше и выше. Во-вторых, причиной неудачного выступления могла стать недостаточная концентрация при подготовке к этому турниру, поскольку Сергей и Ольга готовились к отмененному теперь танцевальному Евровидению. В рамках кампании, которая обеспечивает промоушн Евровидения, они должны были еженедельно присутствовать на «Танцах со звездами», причем танцуя не свойственную им латиноамериканскую программу, к которой тоже нужно готовиться, что отнимает время. В совокупности эти факторы, на мой взгляд, сыграли злую шутку в случае с Сергеем и Ольгой. Уверен они сделают правильные выводы, прислушаются к советам и постараются исправить допущенные просчеты. А таланта им не занимать, и я желаю им максимальной его реализации.
InterDance.ru: Леонид, как Вы в целом оцениваете участие российских танцоров в Блэкпуле в 2009г., можно ли назвать его успешным? Многим показалось, что отечественные пары несколько сдали свои позиции в текущем году. В 2008г. в общекомандном зачете Россия заняла первое место по количеству медалей, золото в нашей копилке оказалось дважды (впрочем, как и у Италии). В этом году снова две золотых медали у россиян, у Италии - четыре награды высшей пробы. Конечно, такая статистика несколько условна, тем не менее...
Л.П.: Во-первых, стоит отметить, что вопреки намеренно мусирующимся разговорам о всевозможных запретах (у нас в России принят термин «не рекомендуется») российских танцоров в этом году было заявлено на несколько пар больше чем в прошлом. Все общекомандные зачеты - вещь относительная. Россия сегодня, как и Италия, находится среди ведущих стран в бальных танцах. Если в прошлом году мы были на первом месте, а Италия на втором, то это только подтверждает факт, что мы по-прежнему остаемся одной из ведущих мировых танцевальных держав. В Блэкпуле нет соревнований команд (кроме, конечно, командной встречи профессионалов), каждая пара соревнуется сама за себя. Любой паре иногда может повезти больше, иногда меньше. Кто-то из наших танцоров имел шанс стать третьим, но стал четвертым, и как следствие - в общем зачете Россия не досчиталась медали. Эти подсчеты достаточно условны.
С точки зрения статистики после Блэкпула-2009 намного больше переживаний должно быть у англичан. Потому что впервые в истории английская команда в командной встрече заняла последнее 4 место. На протяжении всей истории англичане всегда были первыми, затем они впервые уступили итальянцам, в прошлом году проиграли американцам, в этом году английская команда заняла последнее 4-ое место. Это исторический момент, смена поколений, у англичан единовременно ушло много ведущих пар, которые были знаковыми фигурами, олицетворением английского стиля, особенно в профессиональном стандарте. В латине у них давно образовался вакуум хороших пар, пожалуй, это произошло после ухода Пола Килика (Paul Killick), Пола Ричардсона (Paul Richardson). Поэтому английская команда стала только четвертой, но поверьте мне - никто, заранее просчитывая результаты, командную встречу не отменил, судей не подговорил и траура не устраивал, потому что английский Блэкпул выше результатов отдельной английской команды. Блэкпул принадлежит всему танцевальному миру и нам всем! Это наше общее огромное достижение!
InterDance.ru: Второй год подряд в европейской программе профессионалов ступени пъедестала принадлежат одним и тем же парам. Итальянцы Мирко Гоззоли и Алессия Бетти (Mirko Gozzoli - Alessia Betti) вновь первые, Арунас и Катюша (Arunas Bizokas - Katusha Demidova) во всех танцах оказались, по мнению судей, вторыми. Представляющие Великобританию Джонатан Уилкинсон и Хейзел Ньюберри (Jonathan Wilkins - Hazel Newberry), которых мы не так давно могли видеть на московском паркете в Кремле, оказались третьими. Выходит, интриги не получилось? Кто из финалистов произвел на Вас наибольшее впечатление?
Л.П.: Давно в танцевальной истории не было такого интересного и сильного турнира профессионалов. Все сильнейшие были на паркете - и даже лучшим было тесно. Плюс появились интересные новые сочетания, потеснив сложившуюся «очередь». Очередной раз восхитился победителями Мирко Гоззоли и Алессией Бетти (Mirko Gozzoli - Alessia Betti). Уникальный танцевальный дуэт, который в техническом развитии сегодня достиг апогея. То, что они демонстрируют с точки зрения механики танца, его технических аспектов - недостижимо. Остальным танцорам остается только разводить руками и ждать, что чемпионы споткнутся или заболеют, либо не приедут на турнир по каким-то причинам. Это пара вполне может повторить успех Донни Бернса и Гейнер Фейвезер (Donnie Burns-Gainor Fairweather) или Маркуса и Карэн Хилтон (Marcus - Karen Hilton). Мирко и Алессия умеют сделать свой финальный танец абсолютно непохожим на то, что они демонстрировали в остальных турах. В то время, как другие уже устают, они находят резерв для еще большего улучшения танца. Но вот парадокс - для меня этот дуэт не особо тонко музыкален, в них нет восхищающей глубокой чувственности на паркете, они достаточно абстрагированы друг к другу (возможно, потому что они не пара в жизни). И, тем не менее, их техническое превосходство сегодня таково, что их соперникам остается только ждать ошибок чемпионов.
InterDance.ru: Это чутье танца в них природное? Или же приобретенное?
Л.П.: Обычно (когда мы говорим о самородках) такие люди проявляют свой талант с детства. У этой пары из их истории видно, что они постепенно шли к своему успеху. Многие победы детства и юности прошли мимо них, но их талант был развит и раскрылся со временем через трудолюбие, правильное менторство и тренерские технологии.
InterDance.ru: Может быть, результат финала в европейской программе, в котором оказалось три итальянские пары, подтверждает мнение, что итальянская школа стандарта отвоевала пальму первенства у англичан?
Л.П.: Когда говорят про разные школы танца, я обычно говорю, что школ бывает только две - правильная и неправильная. Объясню.
Англичане не были родоначальниками бального танца в принципе, они еще в 20-е годы учились у французов, которые тогда были законодателями мод. И первый Чемпионат мира прошел еще во Франции. Но англичане были первыми, кто положил танцы на бумагу и создал так называемую стандартную программу, приведенную к определенному знаменателю. Они открыли и записали определенную технику, которая лежит в основе сегодняшних соревнований, да и вообще в основе обучения. Англичане стали родоначальниками научного подхода в танцах и собственно родоначальниками конкурсного танца в том виде, который сегодня мы с вами имеем.
Следует помнить, что каждый исполнитель как представитель нации, как природная уникальность вносит индивидуальные особенности в танец. Итальянцы внесли в танец свою южную экспрессию, особую музыкальность, которая этой нации свойственна, динамизм (особенно в стандартную программу). Русские внесли свою чувственность, историческую балетную составляющую, духовную наполненность, глубину чувств, театральность. Немцы внесли в танец определенный педантизм и четкость. Американцы - свободу, придумывая из традиционных бальных танцев свой американский стиль. Влияние на танец разных наций, безусловно, существует, но говорить о том, что есть русская школа стандарта, или итальянская, или немецкая, не совсем верно. Нас всех учили, учат и, очень надеюсь, будут учить англичане, и тех же итальянцев, которые сейчас лидируют в европейской программе танцев. Просто на этом итальянском материале лучшие английские тренеры способны были реализовать силу итальянских особенностей таким образом, каким они не смогли реализовать это в своих английских парах. А уже пройдя лучшую английскую школу, в мире появились и великолепные «не английские» тренеры, практикующие теперь в своих странах. Но школ от этого больше двух (читай начало абзаца!) не стало.
Итальянские танцы особенно в европейской программе уже давно вышли на лидирующие позиции, и многие итальянские партнеры (заметьте, не партнерши!) танцуют сегодня за другие страны (Англию, Данию, Россию, Германию, Литву, Латвию, США и т.д.). Можно только порадоваться их достижениям. Это тенденция последних лет, у которой, кстати, есть и обратная сторона и она начинает сегодня себя обнаруживать. Колоссальная массовость итальянского танца в последние десять лет (которая сегодня, как и у нас, пошла на убыль) привела к тому, что танцорам становится тесно. Начинаются ценробежные политические процессы, появляются группировки, места под солнцем одной страны всем уже не хватает, политическая конструкция сыплется. Тогда политические игроки начинают закручивать гайки, как показал юниорский Блэкпул, когда танцорам просто наступают на горло. Танцорам не хватает работы внутри страны, и они начинают разъезжаться по миру. Было время (пока не ужесточились правила), когда итальянские пары танцевали за кого угодно, возникала масса международных партнерств, что, сразу отмечу, хорошо для танца, поскольку танцевальное партнерство - это всегда поиск оптимального сочетания, и национальность тут не так важна. Более того интернациональные танцоры вносят в партнерство свой колорит. Хотя и сбалансировать такую пару (разные культуры, взгляды, традиции, темпераметры) всегда задача не из легких и может быть решена только с помощью просвещенных менторов (англ. «mentor» - человек, формирующий сознание). Это много сложнее обычного тренерства или традиционного учительства. Я, например, являюсь ментором для своих учеников, и мне лично доставили удовольствие связаные с нашей общей работой их достижения. Особенно порадовали в этом Блэкпуле Володя Рудько и Маша Иванова, Дима Милехин - Женя Сутягинская, профессионалы Женя Казмирчук - Юля Спесивцева и Сережа Михеев - Наташа Чижова.
InterDance.ru: То есть в ближайшие годы нам надо быть готовыми к тому, что итальянцы останутся главными претендентами на медали?
Л.П.: В ближайшее время, учитывая тех, кто сегодня в лидерах, тех, кто на подходе к лидерству, присутствие итальянцев в чистом или смешанном виде в финалах продолжится. Я думаю, такая тенденция сохранится в течение 5-10 лет. Но не будем забывать, что танец - всегда личное первенство. Так, если посмотреть результаты Блэкпула 2009 года, то в некоторых группах, к моему удивлению, итальянцев было очень мало. Например, в финале Rising stars была всего одна итальянская пара. Это тоже можно расценить как определенную тенденцию. Получается, что у них нет второго эшелона? Т.е. есть звезды, а Rising Stars - те, кто на подходе - отсутствуют. При этом активно наступает Китай, возрождается Дания, много хороших стандартных пар в Польше. Не спит и Россия. Поживем - увидим!
InterDance.ru: А как дела обстоят у нас? Российские танцевальные дуэты в европейской программе среди профессионалов остались в четвертьфинале. Как Вы оцениваете такой результат?
Л.П.: Назвать неудачным этот Блэкпул для наших стандартистов нельзя, скорее наоборот. Во-первых, российские пары показали результат не хуже прошлогоднего. Это важно с точки зрения их развития. Соседство пар Евгений Казмирчук - Юлия Спесивцева и Сергей Михеев - Наталья Чижова лишний раз подтвердило правильность и объективность их российских результатов. Их соперничество в России было реальным, что и продолжилось на Блэкпуле (два танца в ¼ у Жени - Юли и один у Сергея - Натальи). На каждом крупном конкурсе их может разделять всего лишь несколько мест, поэтому я рад как Председатель Профессиональной Лиги Российского танцевального союза за их успех, тем более что и одни, и вторые являются моими учениками. Я также рад дебютному успеху пары Денис Донской-Гальцева Мария, которые танцевали в полуфинале Rising Stars и заняли 10 место из 217 пар. Немного разочарован результатом, как наверно и сами ребята, Вани Крылова и Наташи Смирновой, но у них это был первый совместный Блэкпул и их значимые достижения, уверен, впереди.
InterDance.ru: А если говорить о ребятах, которые входят в категорию Rising Stars среди любителей, Вы на кого-то обратили свое внимание?
Л.П.: По результатам Блэкпула-2009 могу сказать об очень хороших перспективах и для России, и для самих танцоров-любителей (если Россия, конечно, захочет считать перспективными этих танцоров). Это, конечно, удачное выступление Володи Рудько и Маши Ивановой, которые были в финале турнира в категории до 21 года. Они на протяжении всего года удачно танцевали на английских ведущих турнирах, на UK они были в полуфинале Rising Stars, здесь также были в полуфинале Rising Stars, в категории до 21 года попали в финал, стали пятыми, по 10-му правилу уступив датчанам. У многих при этом (до объявления результатов) было мнение о их возможной победе. Значит - в следующий раз!
Следует отметить успех пары, которая в российских рейтингах не числится высоко, и это несправедливо. Это Дима Милехин и Женя Сутягинская. Они просто выстрелили в Блэкпуле и попали в 24 лучшие пары в категории Взрослые.
Говорить об успехе Ивана Новикова и Маргариты Клименко как об успехе начинающих не стоит, так как это уже известный дуэт. На мой взгляд, странным было их очередное участие в категории до 21 года. Есть неписанное правило Юниорского Блэкпула, что после победы в турнире паре не стоит рисковать своим заслуженным авторитетом и следует уступить право соревноваться за золото другим танцорам. Оно распространяется и на категорию Молодежь. Новиков-Клименко, после уже случившейся победы, вышли в категории до 21 года в прошлом году и не стали первыми, как в 2007г., в этом году они вновь получили золото. Конечно, можно признать их хорошее спортивное упрямство, по-видимому, у них было желание доказать что-то не кому то, а в большей степени себе. Однако, если пара планирует оставаться вместе и их будущее - взрослый танец, то им не стоит искушать судьбу и выступать снова в данной категории после победы в ней. Это стоит иметь ввиду и нашим будущим юниорским и молодежным чемпионам. Или по крайней мере быть морально готовыми не только к победе.
InterDance.ru: Латиноамериканская программа среди профессионалов была представлена сильнейшими парами мира. Риккардо Кокки и Юлии Загоруйченко так и не удалось перетанцевать Михала и Джоану. В чем феномен последних? Каковы ваши прогнозы - в следующем году есть ли вероятность, что мы сможем увидеть существенную рокировку в финале данной категории? Тем более что по слухам возможно появление нового яркого дуэта - Славик Kрикливый и Анна Мельникова.
Л.П.: Юлия и Риккардо на Блэкпуле-2009, как мне кажется, танцевали свой лучший турнир. На меня самое сильное впечатление произвела эта пара во время их дебюта на International полтора года назад, где они пронеслись фейерверком. Тогда задрожали коленки у Михала и Джоанны. Однако потом случилось то, что и должно было случиться, - пара начала серьзно работать, начала поиск своего стиля, не того, что возник спонтанно, а осмысленного, стабильного. Это процесс, который требует времени, они дозревают, этот Блэкпул показал, что они в процессе.
Михал и Джоанна имеют более долгую историю - это важно. Они имеют успешную историю - это тоже очень важно, потому что быть первым из лучших - самое сильнейшее влияние, которое может получить сознание для того, чтобы раскрепоститься. А любому танцору важно, чтобы сознание раскрепощало тело, позволяло демонстрировать лучший танец. Вот почему я противник запретов, наездов, дисквалификаций, потому что любое ограничение сознания ограничивает тело, а значит, танцор со страхующимся или напуганным сознанием никогда не сможет показать свой лучший танец.
Риккардо и Юлия на Блэкпуле в 2009г. снова выиграли только джайв. Эта расстановка соответствовала ситуации. Я считаю, что интрига была - победить Риккардо и Юлии не удалось, но в одном танце они перетанцевали своих соперников. Что будет дальше - посмотрим. Интерес к следующей их встрече сохраняется.
По поводу пары Славика и Анны могу сказать, что это два гениальных танцора. Вопрос - получится ли из их дуэта гениальная пара. Анна - феноменальная танцовщица, в партнерстве со Стефано сумевшая создать лицо дуэта. На мой взгляд, у пары Стефано Ди Филлипо и Анна Мельникова было блестящее будущее, поэтому, с одной стороны, жалко, что они расстались. С другой стороны, хочется надеяться и верить, что очередная попытка Славика построить новую пару, а значит построить правильные отношения с очередной новой партнершей, окажется удачной. Потому что главное, что не удается гениальному танцору Славику Крикливому - создавать правильные партнерские отношения в паре. Если в паре возникнет гармония и взаимное уважение, если мужчина сможет раскрыть свою женщину (а не только себя), из этой пары получится интереснейший дуэт.
Еще одна очень важная деталь, показательный пример, касающаяся уровня судейства Блэкпула. Наши Александр Березин и Виктория Рудковская в этом году лишь в двух танцах профессиональной латины попали в ¼ финала. Это значит, что в принципе они замыкали четверть финал по сумме танцев. Но в Блэкпуле начиная с ¼ соревнования профессионалов проходят отдельно по каждому танцу. И каким же приятным было их и наше удивление, когда они прошли в обоих танцах и в полуфинал! И, на мой взгляд, это было вполне заслуженно! Такой результат могла выдать только высоко профессиональная судейская панель, умеющая видеть и отмечать качество танца здесь и сейчас! Судьи-любители, оглядываясь на рейтинги и инерционный здравый смысл, наверняка оставили бы пару в четвертьфинале и не рассматривали ее среди претендентов дальше, выбирая среди тех, кто попал в этот тур во всех танцах. И это был не единственный пример на этом (и прошлых) Блэкпуле.
Источник: InterDance.ru