Блэкпул остается верен традициям. Комментарий Леонида Плетнева (часть I)
InterDance.ru: Леонид, какое впечатление оставил Блэкпул 2009г.? Тем, кто ни разу не был на турнире, сложно наверно представить, в чем же его уникальность, в чем особенная атмосфера, о которой говорят поклонники Блэкпула.
Л.П.: Самое первое, что хочется и нужно отметить по поводу Блэкпула - он проходит с 1921 года, то есть уже более восьмидесяти лет. Только Вторая мировая война стала причиной пятилетнего перерыва в его истории. Ни кризисы, ни колебания курсов валют, ни экономические ситуации, ни человеческие настроения не мешали каждый год танцорам со всего мира приезжать в этот зал. Само место проведения фестиваля, так называемые Зимние сады Блэкпула (Winter Gardens) – это уникальный памятник архитектуры. Блэкпулу поклоняются все, но говоря о поклонниках сейчас мы имеем ввиду тех, кто там побывал. Я еще не встречал человека, который попав один раз, не захотел бы туда вернуться. В нем «надышали» звезды. Все, кто оставил хоть какой-то след в истории танца, выступали на Блэкпуле. Те из них, кто еще жив, приезжает туда ежегодно. Это единственное место, куда никто никого не зовет и не приглашает. Если, например, организаторы German Open или Открытого чемпионата Америки или какого-нибудь другого уважаемого крупного турнира хотят видеть у себя звезду, они должны создать определенные условия для этого – оплатить дорогу, номер в гостинице, обеспечить призовой фонд и так далее. В Блэкпул звезды едут сами, потому что это - главный турнир года, где созданы уникальные условия для танца.
Блэкпул точен и безоговорочно пунктуален. «Следующий тур начнется в 18 часов 56 минут по часам зала», - легендарная фраза ведущего фестиваля, идущая еще со времен великого Алекса Мура. И это буквально значит, что он начнется ни минутой раньше и ни минутов позже, а регулярных перерывов как раз хватает для отдыха музыкантов оркестра и на бокальчик шампанского Lanson Rose в примыкающем к залу баре Arenа.
Все места в зале именные и занимают их самые известные и уважаемые в танцевальном мире люди. Публика Блэкпула действительно знает и понимает танец, тонко чувствует и реагирует на него. Ее не взять дешевым трюком – она встает только перед великим. И обычно это происходит в едином порыве. Стоячая авация в Блэкпуле – зрелище бесценное и невероятно трогательное.
Еще один нюанс глубины организаторской мудрости - звездные пары (отмеченные звездами в регистрационных списках по результатам прошлогоднего фестиваля и пропускающие первые туры) расположены равномерно по всем заходам. Заходы расписываются организатором лично и вручную.
InterDance.ru: Почему даже молодые танцоры воспринимают Блэкпул как главный турнир сезона?
Л.П.: Танец сегодня изменился, и меня и моих коллег очень беспокоит измененное состояние этого вектора, уход в спортивность. Но, слава Богу, что он изменился не настолько, чтобы педагоги, которые сегодня учат молодых танцоров, забыли прошлое. Блэкпул – это Фестиваль Танца, а не спортивнное мероприятие. Он проходит не в спортивном, а в самом настоящем (и, пожалуй лучшем на планете) бальном зале. Это должен понимать каждый, кто туда едет. Ни в одном названии чемпионата или конкурса, который проходит в Блэкпуле, ни на одной страничке его буклета вы не найдете слова спорт. Это танец каким он может и должен быть, вершина танцевального искусства. Хорошо, что сегодняшнее поколение педагогов помнит прошлое и учит танцоров через призму прошлого. Надеюсь и сегодняшние молодые в свою очередь передадут эстафету дальше. А прошлое – это истоки, основа танцев. А основа была в Англии. Нравится это кому-то или нет.
Блэкпулу доверяют все, несмотря на то, что на любом турнире все, кроме победителей, в той или иной степени остаются неудовлетворенными результатом. Нужно быть неправильно воспитанным или ориентированным в танце, чтобы не доверять его результатам (иногда свойственно молодым, неопытным или незаслуженно высоко летающим «рейтинговым» танцорам). При этом всегда помня, что это результат сегодняшнего, пусть самого главного, но лишь одного дня танцевальной жизни.
InterDance.ru: Если говорить об уникальности Блэкпула, то следует упомянуть и о выработанном годами принципе судейства, не так ли?
Л.П.: Это так. Здесь судят только представители Великобритании - это правило Блэкпула. Иностранцы приглашаются только для оценки профессиональной командной встречи и для оценки соревнований по exhibition. Основные турниры оценивают две бригады английских судей, дневная и вечерняя. При их подборе организатор г-жа Sandra Wilson и его нынешний Председатель жюри г-н Marcus Hilton MBE пользуются следующими критериями. Эти судьи должны быть в прошлом известными и успешными танцорами, танцевавшими не ниже полуфиналов крупнейших международных турниров. Они должны быть востребованными, популярными специалистами в настоящем. Они должны быть уважаемы танцорами. Еще одна сложная задача, которая стоит перед организаторами, - панель должна быть составлена так, чтобы в ней минимальным образом одновременно присутствовали специалисты, практикующие в одной и той же студии. Как можно не уважать после этого политику турнира? Ведь то, что организаторы закладывают в основу конкурса, его философию, определяет весь спектр последствий – терминологию, отношение к танцорам, судьям, зрителям, dress code, программу и распорядок турниров и т.д.
Зная историю турнира, танцоры понимают, что судить их будут лучшие, авторитетнейшие люди. Они являются историей того же Блэкпула. Существуют писанные и неписанные законы. Так, даже великий танцор, закончивший свом конкурсные выступления и ставший судьей, в течение года не будет иметь возможность судить турнир Блэкпула. Его страстям и соревновательности дают время, чтобы успокоиться, чтобы он случайно не соскочил на рельсы ревности или мести к своим вчерашним соперникам. Он обязательно сначала получит приглашение судить юниорский Блэкпул, пройдет предварительное испытание там, потом будет приглашен в дневную панель Блэкпула, в которой обычно проходят только отборочные туры, и только потом он получит возможность быть приглашенным в вечернюю панель.
Английские судьи прошли испытание временем. Они как танцоры росли в «правильной» стране, я имею в виду правильной с точки зрения танца. Они обучались «правильными» педагогами, которые тоже исповедуют упомянутые уже исторические ценности. Они сами танцевали и выросли на этих турнирах и в этих традициях.
InterDance.ru: Другими словами - система подготовки судей многоступенчатая, в этом ее уникальность. Такого больше нигде в мире нет, ни в Штатах, ни в Германии и т.д.
В нашей стране зеркальное отражение такой системы невозможно?
Л.П.: Чтобы судить Блэкпул нужно быть состоявшейся самодостаточной личностью, имеющей обоснованное мнение и могущей его авторитетно отстаивать, оперируя понятными профессиональными категориями.
Когда мы говорим страна, то имеем в виду конкретных людей. В каждой стране есть свой опыт, изобретать велосипед не нужно. Стремление взять лучшее из опыта других стран и сочетать это со своими традициями свойственно всем. Но в любом случае повторить английский опыт полностью невозможно, да и не нужно. Но и не оглядываться на него нельзя, потому как он наиболее приближен к идеалу и является путеводной звездой
InterDance.ru: Получается, что уникальность Блэкпула еще и в том, что танцоры со всего мира и из России, в том числе, могут попробовать свои силы на другой почве, в несколько другой системе координат. Ведь не секрет, что результаты Блэкпула иногда коренным образом отличаются от результатов, которые пара может демонстрировать на других турнирах.
Л.П.: Конечно. Блэкпул не интересуют чужие титулы, рейтинги и расстановки накануне турнира. Особенно это справедливо в отношении молодых групп. Блэкпул не противостоит, споря, а имеет свою точку зрения, причем, на мой взгляд, вполне заслуженно считает ее самой главной по сравнению с другими. Скорее результаты Блэкпула в большей степени влияют на годовые рейтинги, задают направление и определяют предпочтения для специалистов в течение сезона.
Блэкпул любит тебя таким, каким ты сумел стать к текущему моменту, насколько ты «заточен» сегодня, насколько ты эмоционален сегодня. Каждый Блэкпул это доказывает, преподнося для кого-то приятные или неприятные сюрпризы. Приведу понятный пример. Если на танцоров надеть маски, то профессиональная Блэкпульская панель все-равно расставит места справедливо и в соответствии с качестом танца, любая любительская панель постарается узнать, кто под маской, либо выдаст результаты, которые не будут попадать в известные ей и заранее установленные рейтинги. Здесь большое значение имеет знание качества исполнения как такового плюс умение реагировать на танец здесь и сейчас.
InterDance.ru: Уникальность Блэкпула в его музыке?
Л.П.: Именно бессменная в последние десятилетия музыка Empress Orchestra, которым сегодня руководит Ashley Frohlick, очень во многом определяет уникальность Фестиваля. Его потрясающие мелодии и отточенное мастерство музыкантов - это квинтэссенция, апофеоз, все лучшее, что можно себе сегодня представить в музыке для танцев. Хотя по поводу Блэкпульской музыки существуют разные мнения, как и по поводу классики. Но ко всем ли мнениям стоить прислушиваться – как до понимания классической так и до понимания Блэкпульской танцевалной музыки нужно дорасти. Многим, особенно молодым танцорам, нравится сегодня танцевать под популярные мелодии, песни известных исполнителей. Песня, где вокал сопровождается музыкой, воздействует на слушателя как законченное произведение. Представим, что мы слушаем хорошую песню, и она нам очень нравится. Но в ней все уже в гармонии и там нет места еще одному действующему лицу, и потому, чтобы постараться вписаться нужно быть мастером не ниже уровня самого исполнителя. Танцор – это своего рода еще один уникальный элемент или, если хотите, второй певец. Поэтому, на мой взгляд, особенно начинающим танцорам нужно быть очень острожными в выборе музыки. Уровень развития личности и исполнения – вот что важно. Танец становится бедным, если уровень исполнения не соответствует уровню музыки. А вот настоящая танцевальная музыка - это как фонограмма «минусовка» для певца. Она написана специально для того, чтобы потом быть дополненной искусством танцора и стать законченным произведением.
Блэкпул – это место, где танец потому так и звучит и выглядит, что самые лучшие исполнители в своей самой лучшей танцевальной форме танцуют под лучшую «фонограмму». Зритель получает зрелище в превосходной степени - лучший танец под лучшую музыку.
InterDance.ru: Нет ли ощущения, что огромное количество турниров, которые еженедельно проводятся по всему миру, несколько нивелирует значимость Блэкпула? Если можно быть в финале самых разных соревнований в разных странах, зачем испытывать себя Блэкпулом?
Л.П.: Все как раз совсем наоборот. Чем больше турниров, тем выше значимость Блэкпула. Они работают на его авторитет. Каждый турнир - это определенная радость и разочарование для его участников. И вот те самые разочарованные танцоры каждый раз говорят «вот приедем в Блэкпул и там посмотрим». Блэкпул рассудит всех. У Блэкпула сегодня много врагов, тех, кому этот турнир мешает делать «черную» политику, раздавать незаслуженные титулы и устанавливать некорректные рейтинги.
Попытки критиковать Блэкпул тщетны. Но на многих молодых танцоров на каком-то этапе развития негативные разговоры могут действовать. И правильно, бойтесь те, кто привык бояться – Блэкпул не для вас. Тем, кто живет несоответствующими реальному качеству рейтингами, ехать туда опасно – Блэкпул это выявит, обнажит и отразит соответствующим результатом. А смелым и состоявшимся необходимо понимать, что даже поражение в Блэкпуле – это победа для самого себя, потому что не станешь лучшим, не соревнуясь с лучшими, не бывая на лучших турнирах, не проигрывая другим и не побеждая себя.
____________________
Скоро будет опубликована вторая часть интервью с Леонидом Плетневым, где речь пойдет о результатах Блэкпульского Фестиваля 2009г. Следите за обновлениями!
Источник: InterDance.ru